Версия игры у меня английская поэтому чтобы не запутать читателя буду переводить на русский только то что точно или почти точно знаю как называется в русской версии.
Прокачивать будем Серафиму - чистого воина ближнего боя. В моем понимании это означает что Magic Lore (Магические Знания) не берем и заклинания наносящие магический урон не качаем. Для этого разработчики предусмотрели хорошую опцию, открываем блокнотом файл settings.cfg и ставим DEFAULT_SKILLS : 0 чтобы самому выбрать начальные 2 скилла.
Просматривая форумы по Sacred и читая обзоры постоянно натыкался на мысль о том что Серафима - очень слабый персонаж ближнего боя и без серьезной поддержки магии на Ниобии не живет. Серафимой я решил играть сразу и беглый обзор скиллов и Combat Arts (Боевых Искусств, БИ в дальнейшем) натолкнул на мысль что все что нужно хорошему воину у нее есть и мнения разных игроков по поводу ее слабости в ближнем бою преувеличены, скорее всего потому что начинает Фима намного слабее Гладиатора или Вампы.
Но как показал опыт если Фиму грамотно прокачать на ближний бой, она уровню к 150-му будет не сильно уступать в атакующей мощи, а отчасти и превосходить среднюю Вампу своего уровня (к примеру ту что в прокачке Voland'а). Как это сделать - читаем дальше.
Скиллы:
1. Weapon Lore (Владение Оружием). Один из 2-ух наиболее приоритетных скиллов для нашей Фимы, качать начинаем с самого начала игры и качаем до 100, выше нет смысла так как эффект слишком небольшой.
2. Concentration (Концентрация). Второй наиболее приоритетный скилл. Уменьшает время регенерации особых ударов, которыми мы будем пользоваться для нанесения урона. Качаем как и Владение Оружием до 100.
3. Heavenly Magic (Небесная Магия)/Meditation (Медитация). Уменьшает время восстановления заклинаний. Важный скилл для нашей Фимы, так как мы будем пользоваться парой заклинаний. Какой брать каждый решает сам, если кто-то хочет прокачать до упора Силу Веры (чтобы меткость атаки была максимальной), надо брать медитацию, так как она в обычном случае дает больший бонус к восстановлению заклинаний. Но лично я брал и советую брать Небесную Магию так как слишком большая Сила Веры нам не нужна. Не забываем что огромный бонус к меткости добавляют сами БИ, а о такой меткости какую дает Сила Веры прокачаная хотя бы на несколько десятков уровней, Вампа, к примеру, может только мечтать. Главное превосходство Небесной Магии над Медитацией в том что она в добавок увеличиват скорость кастования заклинаний что для Фимы имеет некоторое значение так как кастует она свои заклинания довольно медленно, поэтому рекомендую брать именно ее. Качать до 25, этого будет достаточно.
4. Constitution (Конституция). Важнейший 'защитный' скилл нашего персонажа. Увеличивает количество жизни. В Анкарии в принципе его вобще можно не качать ибо сильных врагов не наблюдается, а вот в Андерворлде он необходим так как персонажа даже с 50000 жизни могут снести одной серией ударов. Качать до 100. По мере кача держать немного позади Концентрации и Владения Оружием, те Владение Оружием - 50, конституция - 25.
5. Parrying (Парирование). Увеличивает защиту нашего персонажа, дает существенно больший эффект если персонаж использует щит. Качать до 75, по мере кача держать на уровне Конституция - 50, Парирование - 25.
6. Armor (Доспехи). Уменьшает урон наносимый по персонажу. Важный скилл так как у Фимы обычно слабые резисты повреждениям. Нужен нам по той же причине что и Конституция. Качать до 75 держа так же как и Парирование, на высоких уровнях добить до 100.
7. Agility (Подвижность). Нужен нам не столько для атаки сколько для защиты, дает не так много защиты как Парирование, но лучше чем ничего. Качать до 75, держать на уровне Парирование/Доспехи - 50, Подвижность - 25.
8. Sword Lore (Владение Мечом)/Dual Wielding (2 оружия)/Long-Handled Weapons (Длинное оружие). Дает атаку и скорость атаки. Атака нам по сути не нужна, а вот скорость атаки пригодится. На высоких уровнях на персонаже будет несколько шмоток дающих + к скорости атаки, но их может быть не достаточно чтобы скорость атаки была максимальной 220, особенно если наше оружие будет существенно выше персонажа по уровню с пенальти например - 30% к скорости атаки. Тут только несколько колец с + к скорость атаки (в добавок к 2-3 шмоткам итак увеличивающих скорость атаки) помогут, но нафига нам терять нужные для колец с уроном сокеты. К тому же брать больше нечего. Качать несильно максимум до 25.
Почему я взял и советую брать именно Владение Мечом, любителям длинного оружия и 2-ух оружий возможно следующий абзац лучше пропустить:
Длинное оружие я отбросил сразу. Уже невооруженным взглядом понятно что оно неконкурентноспособно по отношению к связке меч+щит или меч+меч (это проблема многих RPG). Базовый урон двуручных видов оружия больше одноручного, но у двуручного оружия 4 сокета, а у меч+щит/меч 6 сокетов. С приличными кольцами это уже сделает урон равным. Ну а если учесть бонусы на щите/втором мече выбор становится очевидным. Если и брать двуручное оружие то только ради специфического оружия к примеру копья Orla-Aisling или меча Aarnum (правда двуручные мечи тоже относятся к Владению Мечом). Но качать персонажа под оружие я считаю для себя неправильным подходом. По поводу двух оружий, во-первых нужно учитывать тот факт что Серафима довольно хлипкая и у нее нет БИ повышающих защиту или резисты, поэтому дополнительная защита и резисты на щите крайне полезны. Во-вторых перейдем к фактам, у двух мечей существенно больше скорость атаки (при использовании БИ 'Атака'), на глаз раза в полтора чем с мечом и щитом, но при этом намного (на высоких уровнях примерно в 2) раза меньше урон, это огромный минус. Не стоит забывать что в силу того как высчитывается урон в Sacred, лучше наносить урон 100 одним ударом, чем урон 100 2 раза по 50. До 130 уровня я специально не брал последний скилл чтобы все протестировать: Ниобий, Фима 130 уровня, в руках 2 меча Astrala's Cutter of Strength примерно одного уровня, сокеты пустые, урон БИ 'Атака' 64k-81k, скорость атаки 220, регенерация 'Атаки' 1.8, идет бить дракона что в пустыне рядом с Хорад-Нуром, наваливаемся на него и бьем 'Атакой', среднее время убийства дракона 65 секунд в среднем выпито 10 бутылок; То же самое только в руках меч Astrala's Cutter of Strength + щит Astrala's Shield of Strength, урон 107-131k, регенерация 'Атаки' 1.8, среднее время убийства дракона 45 секунд в среднем выпито 4 бутылки. Так же не стоит забывать что с 2-мя мечами у Фимы никакой БИ 'Сильный Удар', который для нас очен важен.
Фанатов двух оружий это возможно не убедит, но мне для выводов вполне достаточно.
Атрибуты:
Mental Regeneration (Ментальная Регенерация) и Charisma (Харизма) нам не нужны в принципе. Dexterity (Ловкость) дает немного атаки и защиты, а Endurance (Выносливость) дает немного резистов, но уж очень мало они дают поэтому тоже отпадают. Остается Strength (Сила) и Physical Regeneration (Физичечкая регенерация).
Обычно опытные игроки особо не думая берут Физ.Реген , но мы будем опираться на цифры и факты. Сила дает жизни как и Физ.Реген, при этом еще дает немного атаки (но это значение слишком мало поэтому его можно игнорировать) и конечно урон. Физ.Реген дает столько же жизней сколько и Сила при этом еще немного увеличивает скорость их регенерации (это не имеет значения когда враги сносят по 10k за удар) и уменьшает время восстановления особых ударов, что в свою очередь позволяет нам их поднять на несколько уровней выше и тем самым увеличить урон и меткость ударов.
До 130 уровня я очки атрибутов не тратил чтобы потом сравнить Силу и Физ.Реген: Фима 130 уровень, 129 свободных очков, урон 'Атаки' 109k-133k регенерация 1.8 следующий уровень - 1.9, вбиваем все очки в силу получаем урон 132k-158k при той же регенерации. Теперь вбиваем все очки в Физ.Реген и начинаем учить руны 'Атака' пока время регенерации не станет 1.8 следующий уровень - 1.9, получили урон - 128k -156k. Как видим урон от Силы в итоге несколько больше, хотя в случае с Физ.Регеном больше меткость атаки так как мы подняли уровень 'Атаки', при таком раскладе что лучше не понятно, не будем торопиться и проверим БИ 'Сильный Удар', он для нашего персонажа не менее важен. Не вдаваясь в подробности, в случае с Силой урон 'Сильного Удара' получился 552k-679k, в случае с Физ.Регеном 595k-740k. Почему у Физ.Регена такое превосходство объяснить легко, дело в том что при прокачке 'Сильного Удара' его регенерация увеличивается медленнее чем у 'Атаки', поэтому за счет уменшеного времени регенерации появилась возможность выучить намного больше рун 'Сильного Удара' чем 'Атаки'. Здесь уже сомнений что лучше не остается.
Так же стоит принимать во внимание что на Фиме надето несколько шмоток из Божественного сета, которые в сумме добавляют + 139% к урону от Силы, если бы не это, преумещество Физ.Регена было бы еще более очевидным.
Все очки кладем в Физ.Реген :)
Combat Arts (Боевые Исскуства, БИ):
Учить будем 5 из них,
Attack (Атака) - наш первый основной способ нанесения урона. В начале игры нацеливаемся на время регенерации 2.5 - 3.0 секунды. Сперва особо не качаем, качать усиленно будем только когда время регенерации будет позволять, т.е на высоких уровнях. Ближе к 100-му уровню стараемся достичь время регенерации 1.5-2.0. Не забываем что на нашем персонаже будет огромный бонус к 'Атаке' со шмоток поэтому до высоких уровней не злоупотребляем качем этого БИ.
Hard Hit (Сильный Удар) - наш второй основной способ нанесения урона. Важен для выноса лучников,магов и боссов. В начале игры стараемся время регенерации держать не выше 3 секунд, на высоких уровнях приемлемое время регенерации ~1.5, если не хватает немного урона для выноса какого-то важного монстра то можно поднять выше в ущерб регенерации. Качать стараемся усиленно по мере возможности, именно это БИ будет съедать большинство наших рун. На высоких уровнях важно довести его почти до упора чтобы валить большого Церебропода с одного удара.
Strength of Faith (Сила Веры) - главное вспомогательное заклинание для нашей Фимы. Сильно увеличивает меткость атаки. Качать до максимальной продолжительности действия 120 секунд, т.е до 76 уровня. Это даст достаточную меткость атаки. Моя Фима довольно редко мажет, даже по драконам. Можно по вкусу, особенно если взяли медитацию качнуть выше, но смысла в этом нет, меткости итак хватит и нам нужно очень много рун для 'Сильного Удара'. До Платины Силу Веры можно вобще не качать, чтобы рун побольше сыпалось.
Light Shield (Щит света) - блокирует вражеские выстрелы. Качать до максимальной продолжительности 120 секунд, т.е до 39 уровня. Это даст шанс блокировки ~70%, что достаточно. Это БИ почти не нужен, но сильно облегчает жизнь в Лесу Дриад блокируя проникающие стрелы, которые на Ниобии наносят неприлично большой урон. До Платины можно не качать
Combat Jump (Боевой Прыжок) - вложить одну руну чтобы прыгать через речки и небольшие препятствия. Качать выше смысла нет, как атакующее БИ он уступает 'Сильному Удару' так как имеет такой же урон но в 2 раза более медленную регенерацию.
Комбо: неплохо сделать комбо 4 x 'Сильный Удар' для критических ситуаций. Навешиваем на персонажа как можно больше шмота + к 'Сильному Удару' и делаем комбо, шмот можно снять, комбо останется высокого уровня.
Руны: рун нам понадобится среднее количество, уровню к 150 в сумме на ~300-400 уровней нам свои скиллы поднять желательно (к примеру 'Атака' - 50, 'Сильный Удар' - 180, 'Сила Веры' - 76, 'Щит Света' - 39). Конечно сколько рун у персонажа будет зависит от того насколько полно он проходил игру и соответственно сколько монстров убил, поэтому если шел тупой кач уровня, рун может не хватить для хорошего эффекта. Не забываем 2 момента: руны лучше хранить в сундуке/инвентаре чем учить чтобы их больше выпадало, не стоит торопиться с прокачкой 'Силы Веры' и 'Щита Света'. И второй момент - руны лучше вобще с собой не носить :) Скидываем все где-нибудь на пол и идем дальше, руны (как и деньги) лежащие на полу не пропадут.
Для полноты картины коротко об остальных БИ, которые лично я не качал, но может кто-то другой желающий прокачать Фиму воина заинтересуется ими, все они протестированы как минимум на 100 уровне БИ:
Combat Kick (Боевой Пинок) - далеко отпинывает врага, как атакующий БИ не очень, существенно уступает в уроне 'Сильному Удару'.
Whirling Hit (Крутящийся удар?) - интересное БИ, Фима довольно долго крутится на месте распихивая всех окружающих врагов на другой конец экрана, можно было бы подумать что этот БИ наносит урон в приличном радиусе но к сожалению даже на высоченных уровнях он бьет монстров только близко подошедших к персонажу поэтому на мой взгляд не эффективен ибо монстров нужно не распихивать а мочить.
Multi-Hit (Мульти Удар) - удар наносит довольно неплохой урон в 2 раза больше чем 'Атака', но похоже совершенно не эффективен против 2-3 врагов так как очень часто мажет, иногда даже использовав его в огромной толпе врагов бьет только 1-2 раза. Мне не понравился и кажется вобще каким-то глючным.
Hunter-Seeker (Бумеранг :) ) - весьма интересное БИ, на высоких уровнях с хорошим шмотом + к урону бьет на десятки тысяч урона, причем реальный урон раза в полтора больше чем указан. Однозначным плюсом является то что против него похоже нет резистов и он может поразить довольно много врагов если кинуть в толпу. Минусом является тот факт что иногда он вовсе никого не задевает и обладает довольно медленной скоростью, на любителя.
Экипировка:
Ни одного приличного сета стоящего того чтобы носить целиком для нашей Фимы нет, но очень хороши отдельные вещи из комплектов Астралы (Astrala's Powermonger) и 'золотые' вещи из Божественного (Dream Netting of the Gods).
Броня: без вариантов золотая броня из Божественного комплекта (Golden Harness of the Gods). Дает огромный бонус к урону. Я находил броню 4 сокета регенерация особых ударов + 175 и даже она в совокупности была слабее золотой.
Крылья: лучшие крылья для нашей Фимы в игре - Крылья Амазонки (Arhles T'gaw's Wings of the Amazon). Найти их не так уж и сложно, я выбивал из драконов несколько штук. Дают большой бонус к регенерации особых ударов, огромный бонус высасывания жизни, Концентрации и Небесной Магии. Пока они не найдены можно носить крылья из Божественного (Golden Wings of the Gods) или Астраловского (Astrala's Wings of Strength) сетов, тоже неплохие.
Шлем: либо шлем из Божественного (Golden Helmet of the Gods) либо из Астраловского (Astrala's Helmet of Strength) сетов. Оба очень хорошие и дают большой бонус к БИ 'Атака'.
Наплечники: лучшие на мой взгляд Астраловские (Astrala's Shoulder Armor of Strength), дают большой бонус к 'Атаке', Божественные (Golden Shoulderplates of the Gods) тоже очень хорошие и можно их носить пока не найдены Астраловские.
Штаны/Ботинки: лучшие пожалуй Божественные (Golden Leg Bracers of the Gods), дают большой бонус к 'Сильному Удару'.
Перчатки/Наручи: очень хорошие из Божественного сета (Golden Arm Greaves of the Gods). Также очень хороши уникальные перчатки Кары (Kara's Lucky Gauntlets), их преимущество в том что в них 3 сокета, лично я предпочитаю их.
Ремень: из Божественного сета (Golden Belt of the Gods), дает большой бонус к 'Атаке'.
Щит: лучший из Астраловского сета (Astrala's Shield of Strength), большой бонус к 'Атаке'. Ни одного щита даже близкого к этому я не нашел.
Меч: тут есть несколько неплохих вариантов. Первый - уникальный меч Blessed Blade of Enlightenment (благословленный меч просветления ?), дает большие бонусы к 'Атаке', опыту, высасыванию жизни. Второй - уникальный для Фимы меч Bill Killer (Убийца Билла? :) ), дает огромный физический урон. Немного лучше предыдущих на мой взгляд сетовый меч из Астралы (Astrala's Cutter of Strength), дает много хорошего включая 'Атаку'. Еще очень хороший меч Законченый Прототип Меча (Finished Prototype of the Sword), который дает Жавкир в Анкарии за свой квест, этот меч может реально конкурировать с Астраловским, но в Долине Слез он к сожалению сдувается так как наносит в основном магический урон а у тамошних монстров (особенно цереброподов) большой резист магии. Больше приличных мечей не находил.
Кольца/Амулеты/Их же вставляем в сокеты: нам нужны дающие большой урон, самые лучшие из которых дают + к урону от Силы/Физ.Регена (эти аттрибуты у нас будут самые высокие). Еще нам нужны те что дают + восстановлению особых ударов, + к критическим ударам (о них ниже). Еще неплохи кольца/амулеты + к БИ 'Атака', но не забываем что 'Сильный Удар' они не улучшают. Важно помнить что в сокеты можно вставлять чужие амулеты/кольца и они будут работать, очень крут Гладиаторский амулет Lorgar's Bright Amulet. Уникальные колца/амулеты расписывать нет смысла, их довольно много и они нечасто выпадают, если находим хороший то используем. При сокете шмота всегда делаем так чтобы одно вставленное кольцо/амулет было лучше других чтобы потом не ломать голову когда придется их вытаскивать. Неплохо иметь под рукой амулет и пару колец с хорошими бонусами к резистам/защите/высасыванию жизни, которые можно использовать в местах где сильно бьют или кончились бутылки.
Может произойти так что повезет найти крутую рарную вещь типа ремня или штанов дающую + к восстановлению особых ударов, + к Силе/Физ.Регену, + к 'Атаке' и т.д поэтому смело ее используем если чувствуем что она лучше вышеперечисленного.
Тактика:
В начале игры будет тяжеловато, но если все правильно делать каждый следующий уровень сложности будет легче предыдущего, на первых этапах задача заполучить как можно больше сокетов и вставлять в них улучшения кузнеца урона/защиты 50 на 50. Потом как начнут выпадать сетовые вещи игра начнет налаживаться и к 100-му уровню Фима уже будет чувствовать себя довольно уверено, хотя по-настоящему она попрет уже на Ниобии если конечно удасться найти все те шмотки что я перечислил, не упускаем возможность выбивать шмот из драконов F9-F8.
Стараемся сделать так чтобы у персонажа был приличный удар ядом и огнем, так как одновременно от этих элементов резисты есть лишь у нескольких монстров.
Одиночных монстров/лучников/магов выносим 'Сильным Ударом'. Если к персонажу подбегают 2 и больше монстра используем 'Атаку'.
Драконы - бегаем по кругу уворачиваясь от дыхания и мочим 'Сильным Ударом', не подставляемся под удар лапой. Когда персонаж будет достаточно силен c хорошим высасыванием жизни, просто подходим и бьем 'Атакой'.
Нук-Нуки - не лезем в толпу больше 3-ех, вождя сразу убиваем одним 'Сильным Ударом'.
Дриады - не забываем кастовать Щит Света.
Гвардейцы (которые могут заморозить и стоять в далеке) - берем лук/арбалет и сносим такого 'Сильным Ударом'.
Цереброподы - важно выносить даже больших с одного удара, для этого у персонажа должен быть хороший урон ядом и прокачан 'Сильный Удар' примерно до 200.
Адские Големы - в толпу больше 3-ех не лезем, неплохо научиться их мочить с одного удара, уязвимостей у них нет поэтому придется прокачать 'Сильный Удар' до упора 255, и то может не хватить.
Из минусов такого персонажа могу указать только один - маловато резистов, хлипкая наша Фимочка, шмота дающего резисты у нее не так много как у Вампы и нет никаких БИ увеличивающих резисты. Я это понял сразу поэтому особо заполучить резисты не стремился, решил что лучшей тактикой выживания для моей Фимы будет не дать врагу нанести ей урон заколбасив его за счет большего урона, хотя это на любителя конечно ибо такое может кончится оглушением при неосторожной игре если угараздит залезть в толпу Големов, поэтому если кто-то совсем не любит рисковать и хочет сделать Фиму более-менее живучей придется поднапрячся с кольцами/амулетами дающими резисты. Для сравнения у моей Фимы ~13k резов, Голем бьет на 6-9k, у Вампы из прокачки Voland'a ~28k резов и Голем бьет на 4-7k, стоит ли это того чтобы менять кольца с уроном на амулеты с резистами каждый решает сам.
Прокачка основана на версии игры 2.28 и Серафиме 160 уровня прошедшей всю игру на всех уровнях сложности и убивающей любого обычного монстра на Ниобии включая Адского Голема с одного удара, Андукар-Демон убивается с 2-3-ех ударов. Насколько эта прокачка развеивает миф о том что Серафима - слабый персонаж в ближнем бою судить конечно читателям. Персонаж прилагается.